Программа

Программа кружка по химии «Химия в жизни человека».

1. Цели курса.

Углубление знаний в области естественнонаучных дисциплин, оказание помощи в принятие решения о направлении дальнейшего образования, развитие интереса к изучению химии и проведению химического эксперимента.

В предполагаемом курсе учащиеся узнают о биологическом значении химических соединений, знакомятся с особенностями научного метода познания природы на примере изучения химических свойств и веществ.

Особенность курса - межпредметный характер рассматриваемых вопросов, использование знаний учащихся по географии, биологии, физике. В течение всего курса учащиеся работают с дополнительной литературой.

Исследовательский характер курса помогает учащимся развивать следующие навыки и умения:

-       строить план исследования;

-       математически обрабатывать результаты;

-       сотрудничать в группе.

Основные идеи курса.

-       каждое химическое соединение имеет биологическое значение;

-       химическая наука служит интересом человечества.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения.

Планируемые результаты обучения.

Требования к усвоению теоретического материала.

После прохождения курса школьники должны:

Знать: строение и свойства практическое значение некоторых веществ.

Уметь: составлять формулы веществ, уравнения химических реакций, умения высказывать суждения о свойствах и о практическом значении веществ на основе их строения, разъяснять причины разнообразия веществ.

Требования по технике безопасности.

1.     Выполнение правил техники безопасности.

2.     Умение работать с реактивами, нагревательными приборами.

2. Пояснительная записка.

Программа кружка по химии “химия в жизни человека” предназначена для учащихся 8-х классов.

Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и представляет возможность интеграции в мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.

В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Богатый историко-искусствоведческий материал способствует повышению интереса к химии и развитию внутренней мотивации к обучению.

Содержание занятий подбиралось следующим образом:

  • интеграция учебного содержания;
  • частая смена видов деятельности (за 1 час от 3 до 5 раз);
  • использование самых разнообразных организационных форм;
  • акцент на практические виды деятельности;
  • отказ от обязательных домашних заданий;
  • обеспечение успеха и психологического комфорта каждому члену кружка путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности.

        Занятия рассчитаны для проведения 2 раза в неделю по 1 часу, всего 68 занятий за учебный год.

        Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием.        Сообщения учащихся, тематика которых приводится в программе, позволяют сформировать у них умения самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивают их творческие способности.

          Изучив программу данного кружка, школьники будут знать о составе и свойствах химических веществ и предметов, окружающих их в повседневной жизни.   

3.Тематическое планирование.

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятие

1

Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком

4

3

1

2

Вода

3

2

1

3

Смеси в жизни человека

4

3

1

4

Поваренная соль

4

3

1

5

Химия пищи

12

5

7

6

Спички

3

2

1

7

Бумага

4

3

1

8

В мире красок и карандашей

4

3

1

9

Стекло

4

3

1

10

Керамика

4

3

1

11

Химия стирает, чистит и убирает

8

5

3

12

Химия – хозяйка домашней аптечки

4

3

1

13

Химия – помощница садовода

4

3

1

14

Химия и ювелирные украшения

4

3

1

15

Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии

2

2

16

Итого

68

46

22

4.Содержание программы.

         Тема 1. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (4 ч).

Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека.

Практическая работа № 1: получение каучука из листьев фикуса.

Экскурсия-лекция в политехнический музей.

         Тема 2. Вода (3 ч).

Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.

Практическая работа № 2: Анализ воды из природных источников.

       Тема 3. Смеси в жизни человека (4 ч).

Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека.

Практическая работа № 3: Самодельные духи.

       Тема 4. Поваренная соль (4 ч).

Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности.

Практическая работа № 4: Получение поваренной соли и ее очистка.

       Тема 5. Химия пищи (12 ч).

Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства.

Практическая работа № 5: Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.

Практическая работа № 6: Определение витаминов А, С, Е в растительном масле.

Практическая работа № 7: Определение нитратов в продуктах.

Практическая работа № 8: Анализ прохладительных напитков.

Практическая работа № 9: Определение содержания жиров в семенах растений.

Практическая работа № 10: Качественные реакции на присутствие углеводов.

Практическая работа № 11: Химические опыты с жевательной резинкой.

       Тема 6. Спички (3ч).

Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Виды спичек. Спичечное производство в России.

Практическая работа № 12: Изучение свойств различных видов спичек (бытовых, охотничьих, термических, сигнальных, каминных, фотографических).

       Тема 7. Бумага (4ч).

От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование.

Практическая работа № 13: Изучение свойств различных видов бумаги.

       Тема 8. В мире красок и карандашей (4 ч).

Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.

Практическая работа № 14: Изготовление минеральных пигментов разных цветов.

       Тема 9. Стекло (4 ч).

История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла. Виды декоративной обработки стекол.

Практическая работа № 15: Изучение физических свойств различных стекол.

       Тема 10. Керамика (4 ч).

Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики.

Практическая работа № 16: Исследование физико-химических свойств глины.

       Тема 11. Химия стирает, чистит и убирает (8 ч).

Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества. Косметические моющие средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен.

Практическая работа № 17: Определение среды в мылах и шампунях.

Практическая работа № 18: Приготовление мыла из свечки и стиральной соды.

Практическая работа № 19: Выведение пятен с ткани.

       Тема 12. Химия – хозяйка домашней аптечки (4 ч).

Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод. Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины. Самодельные лекарства.

Практическая работа № 20: Определение витаминов в препаратах поливитаминов.

       Тема 13. Химия – помощница садовода (4 ч).

Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений.

Практическая работа № 21: Изучение состава различных почв.

       Тема 14. Химия и ювелирные украшения (4 ч).

Украшения из металла, декоративных камней, природных материалов, керамики, полимерных материалов, покрытых эмалью.

Практическая работа № 22: Изготовление украшений из бисера, керамических бусин, природных материалов.

Тема 15. Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии (2 ч).

      Требования к усвоению учебного материала. Формы контроля.

       В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны расширить свои знания о:

  • составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни;
  • нахождении воды в природе, свойствах воды, аномалиях воды, способах ее очистки, роли воды в природе и способах ее рационального использования;
  • составе и свойствах химических веществ, входящих в организм человека;
  • составе и свойствах основных компонентов пищи и их физиологической роли;
  • видах спичек и ОВР, протекающих при их горении;
  • видах и свойствах бумаги, а также способах изготовления ее различных сортов;
  • видах и свойствах красок, способах их изготовления; классификации, свойствах и способах получения пигментов; видах и свойствах масел и восков, применяющихся в живописи;
  • составе стекла, видах стекол и способах их получения;
  • истории возникновения керамики и ее видов;
  • составе и свойствах мыла, механизме действия, свойствах СМС;
  • видах и назначении некоторых лекарственных препаратов;
  • видах и свойствах удобрений, их химическом составе, а также экологических и медицинских проблемах, связанных с их применением.

       В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны уметь:

  • применять методы качественного и количественного анализа;
  • самостоятельно осуществлять химические эксперименты;
  • соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента;
  • составлять отчет о проделанном эксперименте.

Примерные темы для подготовки сообщений учащимися.

1.     Имеет ли вода память.

2.     Влажность воздуха и самочувствие человека.

3.     Физиологический раствор в медицинской практике.

4.     Минералы, необходимые человеку.

5.     Особенности приготовления пищи в микроволновой печи.

6.     Продукты, старящие организм.

7.     Отравление препаратами бытовой химии.

8.     “Соляные бунты” в России.

9.     Синтетическая бумага – альтернатива целлюлозной.

10.                       История бумажных денег.

11.                       История спичек.

12.                       Реставрация знаменитых картин.

13.                       Стеклянные и керамические изделия в вашем доме (слайд-шоу).

14.                       Поиск химических веществ - препаратов против СПИДа.

15.                       Полимеры в медицине.

16.                       Химические материалы для создания искусственных органов.

17.                       Выращивание растений на питательных растворах.

18.                       Проблемы выращивания экологически чистой сельхоз продукции.

19.                       История ювелирных украшений: от древности до наших дней.

5.Условия реализации программы.

           Занятия проходят в кабинете химии ГБОУ СШО № 1001. В состав групп входит 15 учеников. В качестве положительной оценки деятельности школьника при изучении курса можно рассматривать повышение мотивации к изучению химии и появление профессиональной ориентированности на данный предмет. Создание возможности для самореализации школьников (умение проводить исследования, делать выводы). Стимулом для посещения занятий является подведение итогов, презентации, выступления в качестве ведущих докладчиков на неделе естественно-математических наук в школе.

6.Список используемой литературы для учителя.

1.     Петрянов И.В. “Самое необыкновенное вещество в мире”. М.: “Педагогика”, 1985 г.

2.     Скурихин И.М., Нечаев А.П. “Все о пище с точки зрения химика. Справочное издание”. М.: “Высшая школа”, 1991 г.

3.     Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. “Домашняя химия, химия в быту и на каждый день”. М.: “РЭТ”, 2001 г.

4.     Ольгин О.В. “Опыты без взрывов”. М.: “Химия”, 1986 г.

5.     Быстров Г.П. “Технология спичечного производства”. М.: “Гослесбумиздат”, 1981 г.

6.     Розен Б.Л. “Чудесный мир бумаги”. М.: “Химия”, 1991 г.

7.     Титова И.М. “Вещества и материалы в руках художника”. М.: “Мирос”, 1994 г.

8.     Сопова А.С. “Химия и лекарственные вещества”. М.: “Высшая школа”, 1982 г.

9.     Дудоров И.Г. “Общая технология силикатов”. М.: “Стройиздат”, 1987 г.

10.                       Владимиров Л.И. “Всеобщая история”. М.: “Книга”, 1988 г.

7.Список рекомендуемой литературы детям.

1.     Химическая энциклопедия. Т. 1. М., 1988 г.

2.     Кукушкин Ю.Н. “Химия вокруг нас”. М.: “Высшая школа”, 1992 г.

3.     Егоркин В.Ф. «Внеклассные практические занятия по химии». М.: «Просвещение», 1978 г.